БЕНУА Людвик
польский актёр,
театральный режиссёр.
(1920-1992)
Людвик Бенуа родился 18 июля 1920 года в Волковыске. Его дед был французом, происходил из небольшого исторического городка близ Парижа, где до сих пор сохранились достопримечательности времен Римской империи. Семья по материнской линии происходила из окрестностей Ловичей. Большая часть профессиональной и семейной жизни связана с городом Лодзь. Он никогда не поддался обольщению переехать в Варшаву, хотя и учился в Государственном институте театрального искусства в столице, но планам помешала война. Впоследствии он был воином Главной Армии.
В 1946 году окончил Актерскую студию Галла в Гданьске. В 1948 году окончил Государственную высшую театральную школу и вместе со своей женой Марией Збышевской. Впоследствии поступил в Театр имени Стефан Ярача затем в Новый, где работал тридцать лет, вплоть до самой смерти.
Его называли польским Бурвилем за то, что он, как и знаменитый французский актер, блестяще умел объединить в одной роли элементы комедии и трагедии. Его также сравнивали с незабываемым Фернанделем. Ему не везло с главными ролями, но даже эпизоды в его исполнении запоминались надолго. Его главный герой охотно помогает заблудшей женщине в фильме Тадеуша Хмилевского “Ева хочет спать”.
Известным также оказались роли командора Лушня из “Пана Володиевского” Ежи Гофмана, надежный спутник Маленького Рыцаря. Преисполненный достоинства сельский простофиля готовится встретить инопланетян в “Большом взрыве” Анджея Кондратюка.
Особенно ему понравилась актерская игра для детей. Он был всегда очень рад встрече с маленькой аудиторией в воскресенье днем. Потом, расслабленный и бодрый, Людовик шел домой к ужину.
Свои актерские способности он продемонстрировал в таких фильмах, как “О двух” укравших месяц”, “Сарагосская рукопись”, “Как я развязал Вторую мировую войну”, “Неприятный гость”, “Ночи и дни”, “Шехерезада”, “Кольцо и роза”, “Пан Самоходик и пражские тайны”, “Млечный путь”. Он был одним из самых умных людей в Лодзи.
В Гданьске начинается его активное сотрудничество с театральными режиссерами. В его репертуаре теперь есть также полтора десятка работ. Среди них “Мария Стюарт”, “Шельмость Скапена”, “Смерть коммивояжера” или “Дамы и гусары”. Дебютировал в Балладах Мицкевича в постановке Галины Галовой в театре “Вибжеже”.
Играл в Польском театре в Познани и в Драматическом театре во Вроцлаве. Был директором и художественным руководителем Государственных драматических театров в Щецине с 1955 по 1957 годы. По его словам, его миссия заключалась в том, чтобы создать театр с единственным, идейным, художественным лицом – театр главного героя, который оказывал бы такое влияние на зрителя, чтобы он помог ему улучшить свой интерьер. Артист поставил шесть спектаклей, которые, по мнению рецензентов того времени, были на уровне национального театра.
В частности, двое из них, ER и Skowronek, считались одними из лучших в истории щецинской сцены. В 1957 году его обвинили в чрезмерно больших затратах на содержание театра. Вскоре на него наложили санкции за “недостаточную бережливость”. В этом же году он ушел с должности.
Переезд в Лодзь для этого развивающегося актера стал настоящим прорывом в его творческой жизни. В 1957 году артист переехал в город, которому остался верен до конца жизни.
В городе он окончил актерский факультет Польской государственной школы кино, телевидения и театра. Со временем начал работать в Театре Стефана Ярача. До 1991 года он выступал на этой сцене в ста пьесах. Незабываемый киноактер он играл в фильмах Ежи Анчака, Яна Рыбковского, Ежи Кавалеровича, Анджея Вайды и Анджея Кондратюка.
Один из знаковых фильмов актера получил название “Ева хочет спать”. Это комедия о банальном случае, когда молодая наивная девушка ищет жилье, потому что ее не пустили в школу накануне начала занятий. Она гуляет по улицам странного городка, встречает доброжелательного полицейского Пьотра, его коллег из отделения и целую плеяду безумных, гротескных персонажей…
Вряд ли кто помнит, что он также играл Войцеха – отца Яцека и Плацека в известном фильме “О двух похитивших Луну”. В конце концов, именно он оказался отцом знаменитых братьев Качиньских в молодости.
Гжегож Яниковский писал об общей характеристике актера: “Его сравнивали с французским комиком Фернанделем, называли “мастером второго плана”.
Другой критик Ежи Армата на страницах Польской киноакадемии писал: “Он был мастером второго плана, хотя Анджей Кондратюк взял его на главные роли, и они оказались вершиной его кинокарьеры”.
Режиссер Ежи Анчак, частный друг актера, прекрасно отзывался о нем, вспоминая: “Людвик был безупречным человеком, если можно так сказать о ком-то. Я помню его как замечательного друга. Как сказал Ральф Волдо Эмерсон: “Друг – это человек, с которым можно говорить вслух, чтобы думать. С ним можно было думать вслух”.
В театре он также сыграл немало ролей второго плана. С конца 1950-х годов сотрудничал с Театром телевидения, сыграл более чем в 30 спектаклях. Появлялся и в развлекательных программах, в частности, в “Песни старые, но весна”, созданные на телевидении в Лодзи.
Он также являлся актером дубляжа в анимационных фильмах. Играл среди других в “Капитане Крюк” в “Питере Пене” (1953) и в спектаклях “Конь” и “101 далматинец” (1961). Артист получил огромную популярность, когда принял участие в детском мультсериале «Пожалуйста, слоненок» (1968), в котором он одолжил свой голос слону Доминику. Эти роли до сих пор обсуждают критики и поклонники польского кинематографа.
Людвик Бенуа был женат дважды. На первой жене, актрисе Марии Збышевской (1925-1985), он женился 2 сентября 1947 года в Кракове. У них родился сын Мариуш.
Его второй женой была Ядвига Гражина Енджейчак, на которой он женился в 1970 году. От этих отношений у него родилась дочь Анна (ныне Бенуа-Колоско), которая работает радиожурналистом на радио Лодзи.
Умер Людвик Бенуа 4 ноября 1992 в Лодзи. Похоронен на Аллее Заслуженных на Лодзьком муниципальном кладбище в Долах.
Фильмография:
1950 – «Варшавская премьера» – скульптор
1951 – «Община» – Штангрет (главная роль)
1953 – «Пятеро с улицы Барской» – каменщик Войцеховский
1953 – « Целлюлоза» – перевозчик
1954 – «Под фригийской звездой» – перевозчик
1954 – «Недалеко от Варшавы» – Боруцкий, диверсант
1954 – «Поколение» – Гжесь
1955 – «Подгалье в огне» – Дзедзяла
1956 – «Загадка старой штольни» – Микса, отец Франека
1957 – «Ева хочет спать» – Леон Пистынек («Птушко»), бандит
1958 – «Пилюли для Аурелии» – художник
1958 – «Солдат королевы Мадагаскара» – начальник железнодорожной станции в Радоме
1958 – « Пан Анатолий ищет миллион» – вор
1959 – «Инспекция пана Анатолия» – маг Барнаба Старски
1959 – «Пан Анатоль ищет миллион» – вор из Груйца
1960 – «Крестоносцы» – Миколай из Длуголясу
1960 – «Осторожно, йети!» – извозчик
1960 – «Пиковый валет» – комиссар Грант
1961 – «Действительность» – Лоёла, палач в полиции
1962 – «О тех, кто украл Луну» – Войцех, отец Яцека и Пляцека
1963 – «Шифр «Нектар» – дружок Фогаса
1963 – «Почтенные грехи» – главный прокурор
1964 – «Девушка в окошке» – председатель шляхетского суда
1965 – «Всегда в воскресенье» – Баляк, болельщик
1965 – «Капитан Сова идет по следу»(телесериал) – Рышард Налепа (только в 3-й серии)
1965 – «Ленин в Польше» – конвоир
1965 – «Рукопись, найденная в Сарагосе» – отец Пашеко
1965 – «Святая война» – шахтер, болельщик команды «Вперед»
1966 – «Давай любить сиренки» – директор предприятия в Болеславце
1966 – «Ад и рай» – ковбой, убитый Пётрусем
1966 -1968 – «Клуб профессора Тутки» (телесериал) – капитан (в сериях 2, 8, 9)
1967 – «Невероятные приключения Марека Пегуса» (телесериал) – Анатолий Фанфаров
1967 – «Матримониальный справочник» – бармен
1967 – «Явка на Сальваторе» – Данец, кучер
1967 – «Марсиане» – загонщик (новелла «Женщина»)
1968 – «Кукла " – дворецкий Кшешовского
19        1968 – «Комедии ошибок» – житель Гедлиберга (новелла «Человек, который совратил Гедлиберг»)
1969 –  Приключения канонира Доласа – югославский трактирщик
1970 – «Приключения Стася» (короткометражный) – органист (главная роль)
1971 – «Антек» – учитель
1971 – «Беспокойный постоялец» – страховой агент
1973 – «Веретеницы» – крестьянин
1973 – «Санаторий под Клепсидрой» – Шлёма
1973 – «Яношик»(телесериал) – Гансеница ( только в 1-й серии)
1974 – «Полнолуние над головой» – народный артист Женса
1974 – «Яносик» – Гонсеница, приемный отец Яносика
1975 – «Красное и белое» – перевозчик
1975 – «Необычайно спокойный человек» – охранник на фабрике
1975 – «Ночи и дни» – Йозафат, крестьянин в Сербинове
1979 – «Форпост» – староста
1979 – «Отец королевы» – Людвик, человек министра де Кросси
1983 – «Халтура» – «Кальвинист», водитель в каменотёсной мастерской
1986 – «Большой удар» – дядя Метек Вронский (главная роль)
1986 – «Колыбельная» – ксёндз (главная роль)
1986 – «Пан Самоходик и удивительный особняк» – Яник, бывший сторож
1986 – «Перстень и роза» – капитан Зервилебский
1986 – «Шехерезада» – Васюк
1987 – «Конц сезона мороженого» – Маццевский, механик
1987 – «Маримонтская соната» – швейцар в Аркадии
1987 – «Рассказ Харлея» – гость на помолвке Витека и Ирены
1988 – «Лебединая песня» – любитель кактусов
1988 – «Пан Самоходик и пражские тайны» – Попиянец
1990 – «Млечный путь» – Старик (главная роль).
ОЗВУЧИВАНИЕ:
  • польские мультфильмы 1968—1978 гг.  
Премии и Награды:
  • Государственная премия второй степени за роль Ивана Шадрина в пьесе "Человек с ружьём" Николая Погодина в Польском театре во Вроцлаве (1952)
  • Кавалерский крест Ордена Возрождения Польши (1954)
  • Награда за роль в спектакле "Живое дело" Александра Сухово-Кобылина в Новом театре в Лодзи - II фестиваль OFSRiR в Катовице (1962)
  • Бронзовый знак Новый театр в Лодзи в честь 15-летия театра (1964)
  • Офицерский крест Ордена Возрождения Польши (1984)
  • Приз города Лодзь (1987)
  • Главный приз "Традиции театра" за роль Гарпагона в пьесе "Скупой" Мольера на XXVII фестивале КСТ в Калише (1987)
  • Премия художественного руководителя департамента культуры и искусства города Лодзь (1988)
  • Заслуженный деятель культуры Польши